Что такое благотворительность? История благотворительности в России: царской, советской и современной

Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями. Благотворительность может быть направлена как на помощь отдельным лицам, так и на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства . Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был "истинным отцом бедных". В Древней Руси помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Отличительной чертой благотворительности этого периода была "слепая" раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы не производились.

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения богадельни, финансируемые за счет государственной казны, так и за счет пожертвований частных лиц.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю для нового Покровского мужского монастыря (район современной Таганской улицы Москвы). Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена.

По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте , ремеслу, наукам.

Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным "кормовые" деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. При императрице Екатерине II в 1775 году были созданы Приказы общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. Средства на их содержание формировались в основном за счёт пожертвований частных лиц и учреждений, а также государственных дотаций.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием "Учреждения императрицы Марии Федоровны". Основными направлениями деятельности "Учреждений" и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым.

Особое развитие получает частная благотворительность в период царствования Александра I. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, создала общества Имперское человеколюбивое и Женское патриотическое. На счету этого общества находились богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, амбулатории и больницы. Финансовую основу составляли взносы, которые жертвовали частные лица и целые сословия.

Для того чтобы заниматься благотворительностью, необязательно быть крупным предпринимателем или обладать серьезным временным и личностным ресурсом.

Один из первых русских социологов Лев Ильич Мечников был уверен, что человеческое общество развивается по иным законам, чем животный мир с его естественным отбором. В процессе исторического развития, считал Мечников, борьба за существование постепенно вытесняется процессом кооперации. В этом-то и проявляется общественный прогресс: чувство солидарности, сопричастности, ощущение себя как части социума рождает привычку помогать друг другу и вместе двигаться вперед.

Как ученый, Мечников отличался непоколебимой верой в природную доброту человечества. Возможно, он был не так уж далек от истины: ведь один из ключевых трендов современного мира - повсеместное развитие благотворительности.Корпорация «Российский учебник» с радостью следует этому одному из самых позитивных трендов современности.

Почему люди совершают добрые дела?

Благотворительным считается любой акт добровольного оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Учитывая, что каждый день во всех частях света десятки тысяч людей добровольно совершают добрые дела, мы можем смело заявить, что Лев Мечников, при всей идеалистичности своей научной доктрины, был в чем-то прав.

Современные ученые, психологи и социологи, считают, что, во-первых, значительная часть человечества имеет склонность к альтруизму. Во-вторых, помогая другим, практически все люди чувствуют себя лучше, осознают собственную значимость, повышается их самооценка, снижается общая тревожность. Немаловажную роль играет и чувство коллективной ответственности за планету, на которой мы живем, и осознание себя как части социума. Помогая другим, мы помогаем и себе:

  • делаем окружающий нас мир более добрым и милосердным;
  • наблюдая результат своих добрых дел, осознаем, что мы способны влиять на ситуацию, изменить мир к лучшему;
  • делимся результатами собственного успеха с окружающими людьми;
  • осознаем свою сопричастность, связь с мировым сообществом, помогаем ему двигаться вперед.

Какая бывает благотворительность?

Чаще всего, говоря о благотворительной деятельности, мы вспоминаем имена крупных предпринимателей и магнатов, таких как Генри Форд и Билл Гейтс . Построив свои гигантские корпорации и достигнув огромного успеха, они считали своим долгом делиться плодами своего успеха со всем человечеством: помогать молодым ученым, пересылать крупные суммы в фонды борьбы с неизлечимыми заболеваниями, открывать бесплатные школы. Так, Билл и Мелинда Гейтс за все годы деятельности потратили на благотворительные цели свыше 28 миллиардов долларов, Уоррен Баффит – более 25 миллиардов. Основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг , хотя сравнительно недавно построил свой капитал, уже потратил полмиллиарда долларов на поддержку образовательных проектов в США.

Действительно, самые «громкие» акты благотворительности связаны с материальной поддержкой. Это может быть передача еды, воды, одежды, медикаментов нуждающимся людям, или перевод суммы денег на расчетный счет человека, борющегося с тяжелым заболеванием, или предоставление любых материальных благ на нужды других людей (беженцев, жителей стран, находящихся в тяжелой экономической ситуации, голодающих в Африке и Юго-Восточной Азии и т.д.).

Однако в современном мире большое значение приобретают и другие формы благотворительности. Например, бескорыстное и бесплатное выполнение работ и оказание услуг. К такой форме благотворительности можно отнести и обыкновенный субботник, и бесплатную консультацию врача, и деятельность волонтеров, которые устраивают праздники в детских домах. Эти добрые дела обычно не поражают масштабом, но оказывают огромную поддержку отдельным людям и повышают общий уровень доверия и благожелательности в обществе.

Еще одна форма благотворительности - безвозмездная передача собственных знаний и умений последователям. Это могут быть бесплатные лекции и мастер-классы, поддержка научно-исследовательскими институтами молодых ученых и перспективных проектов, образовательные инициативы.

Для того чтобы заниматься благотворительностью, необязательно быть крупным предпринимателем или обладать серьезным временным и личностным ресурсом. Каждый из нас может выбрать для себя удобную форму благотворительной деятельности: установить шефство над многодетной семьей, регулярно пересылать небольшие суммы в благотворительный фонд, стать донором крови или пожертвовать хорошие книги в районную библиотеку. Все это акты благотворительности, не менее важные, чем деятельность Потанина и Цукерберга.

Благотворительность в России

Изучением явления благотворительности в настоящий момент занимаются многие международные исследовательские центры. Если верить результатам их исследований, в России благотворительное движение имеет свои особенности. Так, по данным РБК, в 2013 году по стремлению капитала к благотворительности Россия занимала 127-е место из 145 в мире. Якобы фонд Билла и Мелинды Гейтс «за год отдает на благотворительность вдвое больше, чем 15 крупнейших российских олигархов вместе взятые за три года».

Однако в вопросах благотворительности объем капитала, направленного на благое дело, не является основным критерием. Благотворительность - это точно такая же работа, как и ведение бизнеса: здесь нужен четко проработанный план, профессиональный менеджмент, качественная обратная связь. Важно не то, сколько денег было направлено на те или иные нужды, а то, насколько эффективно были использованы эти средства.

С чего начинается доброе дело?

О практике благотворительной деятельности корпорации «Российский учебник»* рассказывает руководитель по внешним связям Екатерина ЛАТЫПОВА :


Издательства, которые сейчас объединились в корпорацию «Российский учебник», всегда оказывали поддержку различным организациям: школам, медицинским учреждениям, библиотекам. В свое время издательство «Дрофа» опекало вольер с дрофами в Московском зоопарке. Однако это едва ли не единственный благотворительный акт, о котором стало известно в широком кругу: в основном мы работали по прямым заявкам и обращениям. Нам пишут, просят о помощи, мы откликаемся.

- Почему же о благотворительной деятельности издательств известно не так много?

У нас нет задачи рассказывать о том, что и для кого мы сделали. Для нас это вполне естественно: укомплектовать школьные библиотеки или провести бесплатные занятия для детей. Это часть нашей социальной ответственности.

- Скажите, какая форма поддержки сейчас представляется вам наиболее актуальной?

Мне и моим коллегам нравится идея о том, что лучший способ помочь - давать не рыбу, а удочку. То есть мы можем вливать все больше и больше материальных средств в «проблемные» сферы, но если при этом не воспитывать молодое поколение, не прививать детям привычку совершать маленькие добрые дела (необязательно связанные с деньгами или материальными благами), то наша деятельность будет не вполне эффективна. Сейчас, когда мы стали крупной и сильной корпорацией, можем взяться за действительно большое дело: посодействовать формированию правильного мировоззрения.

Если бы вам сейчас представилась возможность поговорить с младшими школьниками о благотворительности, что бы вы сказали им в первую очередь?

В первую очередь, я бы сказала, что в современном мире невозможно развиваться, если ты не замечаешь других и не помогаешь им. Что помощь бывает очень разной, это необязательно деньги. Простое доброе слово, внимание, несложная регулярная работа на благо других людей - это естественная и нормальная практика для современного человека. И еще - заниматься благотворительной деятельностью можно не только в рамках большой организации. Удобно, конечно, сотрудничать с фондами или покупать варежки в Макдоналдс, но можно и самому творить добро, главное - видеть, кто нуждается в твоей помощи, и осознавать свои силы. Благотворительность - это та сфера, где один в поле очень даже воин.

Я часто читаю в новостях о благотворительных инициативах школьников и педагогов. Как приятно, что школьники под руководством классных руководителей помогают больным детям, пожилым одиноким людям, покупают канцтовары, игрушки в детские дома.

Вот в апреле этого года учащиеся школы № 25 города Владимира собрали подарки детям-сиротам. Это необыкновенно воодушевляет! Педагоги, обратите внимание: здорово, когда учебные проекты по биологии или окружающему миру не только занятны, но и социально значимы, и несут в себе доброе зерно.

Вы тоже можете помочь!

Сотрудничать с крупным благотворительным фондом могут не только крупные компании. В качестве благотворителя может выступить семья, учитель, школьный класс, инициативная группа родителей с детьми.

Начинающим благотворителям хотим дать два совета. Во-первых, выбирайте проверенные крупные фонды, а во-вторых, не стесняйтесь! Набирайте номера телефонов, указанные на официальных сайтах, задавайте вопросы, уточняйте, как и на что будут потрачены ваши пожертвования, попросите отчета - многие фонды с удовольствием предоставляют такие данные, независимо от того, какую сумму вы потратили.

Кроме того, не забывайте, что доброе дело - это не всегда о деньгах. Участие в благотворительных мероприятиях и марафонах в качестве волонтеров – отличная возможность для школьников и их классных руководителей почувствовать, что они в силах помочь другим и сделать мир немного добрее.

Благотворительные фонды , в которые уже сейчас можно обратиться, чтобы сделать доброе дело:

Подари жизнь

Фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Учрежден актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой . Основные задачи – сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онко- и гематологическими заболеваниями, привлечение общественного внимания к проблемам больных детей, оказание социальной и психологической помощи больным детям.

Год основания: 2006.

Чем помочь: основная форма помощи – денежные переводы на расчетный счет фонда.

Дарящие надежду

Международный фонд помощи животным. Основная сфера деятельности - привлечение населения к решению проблемы бездомных животных гуманными способами, в частности поиск новых хозяев для животных из приютов, стерилизация.

Год основания: 2010.

Чем помочь: вы можете выступить в роли благотворителя или волонтера: помочь бездомным животным, находящимся в питомнике, найти новый дом. Всего несколько телефонных звонков и объявлений в соцсетях – и вы оказали ощутимую помощь.

Милосердие

Создан более 10 лет назад для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Отличительная черта фонда - адресность и оперативность: в описании каждого проекта подробно говорится, что и для каких организаций можно сделать прямо сейчас.

Год основания: 2006.

Чем и как помочь: на официальном сайте фонда вывешен постоянно обновляющийся список вещей, продуктов, детских товаров, которые можно закупить и передать детям. Также поможет и просто публикация баннера фонда на собственной странице в соцсетях.


Подсолнух

Фонд основан продюсером и режиссером Тимуром Бекмамбетовым и продюсером Варей Авдюшко . Цель проекта - помогать детям с нарушениями иммунитета. Всего под опекой фонда находится более 600 детей в возрасте от 0 до 18 лет со всех регионов России. Фонд развивает несколько направлений, среди которых доступное лечение, правовая поддержка семей, где растут дети с иммунодефицитом, сопровождение и развитие подопечных фонда, меры по созданию всех условий для их самореализации. Еще одна задача фонда - повышение осведомленности о первичном иммунодефиците в общественных кругах, содействие ранней диагностике заболеваний.

Год основания: 2006.

Чем и как помочь: заболевания иммунной системы подчас требуют очень дорогостоящих медикаментов, поэтому минимальные денежные пожертвования будут очень кстати. Можно содействовать фонду при помощи информационной поддержки. Для школьников подойдет такая форма, как спецвыпуск школьной газеты или вебинар собственного производства, освещающий проблему иммунодефицита.


БИМ

Деятельность этого фонда началась с создания первого в России приюта для домашних животных. В настоящий момент открыто пять приютов на территории Москвы и Подмосковья, в которых содержится более трех тысяч животных. Помимо собак и кошек, здесь обитают гуси, белки, вороны, голуби, совы, лисы, ежи, даже медведи, пострадавшие от вырубки лесов, или отказники из цирков и зверинцев.

Год основания: 1986.

Чем и как помочь: в любой момент можно пожертвовать любую сумму на корм и содержание животных. Есть возможность договориться насчет волонтерской деятельности.

Благотворительный фонд Константина Хабенского

Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга . Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга.

Год основания: 2008 г.

Чем помочь: на портале фонда можно оказать адресную благотворительную помощь детям с онкологическими и другими заболеваниями головного мозга, а также молодым взрослым в возрасте от 18 до 25 лет, являвшимся Благополучателями Фонда в период до достижения ими возраста 18 лет. В 2017 году на счета фонда было перечислено более 130 млн руб.


Александра ЧКАНИКОВА

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Дорогие друзья!
Все антенны и участников Ассоциации объединяет одно - вместе мы стараемся сделать что-то большое, светлое и ДОБРОЕ в этом мире. Часто это можно объединить одним общим словом - благотворительность.
Если свериться с википедией, то "Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи."

Интересные факты о благотворительности:

1. Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет». С принятием христианства (988) призрение бедных осеняется религиозным чувством и концентрируется в церквях и монастырях. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня — важный ритуал для спасения души. История сохранила имена князей, бояр и богатых купцов, являвших собой образец нищелюбия.

2. Петр I повел непримиримую борьбу с нищенством, приносившим моральный и экономический вред государству. Он впервые попытался сформировать систему светских благотворительных заведений — гошпиталей, содержавшихся на частные пожертвования и объединявших в себе черты больницы, богадельни и сиротского дома. Гошпитали появились в 1715, но еще долгое время большая часть требующих попечения стариков, детей и инвалидов по-прежнему распределялась по монастырям. В послепетровский период значительных сдвигов в деле призрения не наблюдалось, хотя количество благотворительных заведений постепенно увеличивалось.

3. История светской благотворительности в России фактически началась в эпоху Екатерины II, когда в обществе распространились идеалы европейского гуманизма. Первым опытом императрицы в деле общественного призрения было учреждение Воспитательных домов для подкидышей и бесприютных младенцев в Москве (1763) и Санкт-Петербурге (1770). По мысли императрицы, Воспитательные дома должны были «быть… государственным учреждением» и состоять «навеки под особливым монаршим покровительством», но содержаться «общим подаянием». Со временем они развились в целую систему заведений для малолетних сирот, просуществовавшую до 1918 года.

4. Согласно исследованию проведенному проектом Добро Mail.ru и ВЦИОМ. Благотворительная деятельность достаточно популярна среди российских интернет-пользователей. 76% из них когда-либо занимались благотворительностью. Доля женщин, когда-либо занимавшихся благотворительностью, больше доли мужчин — 79% и 72% соответственно. Причем женщины заметно чаще мужчин помогали делом и перечисляли деньги на благотворительность. Треть пользователей интернета (31%) когда-либо перечисляли деньги, 24% — помогали делом, а еще 21% делали и то и другое.

5. Всего в России зарегистрировано более 2500 благотворительных фондов, из которых около 500 донорских (данные на апрель 2013 года).

6. Австралия - самая щедрая страна, по итогам мирового рейтинга благотворительности 2012 года. За ней следуют Ирландия, Канада, Новая Зеландия и США. А вот Россия оказалась только на 127-й строчке.

7. В США благотворительные акции проводят даже в детских садах. На праздники ребятишки собирают мешки с одеждой и игрушками, которые передают в помощь детям из малоимущих семей. Уже в младших классах школьники ставят спектакли и организуют концерты, а собранные за билеты средства передают благотворительным фондам, в том числе и заграничным.

8. В 2011 году девочка из Сиэтла Рэйчел Бэквисна свое девятилетие попросила родственников и друзей вместо подарков перечислить деньги на благотворительную страничку. Так она хотела собрать 300 долларов и передать их фонду, строившему колодцы для жителей Африки. Рейчел успела накопить всего 220 долларов, а через полтора месяца попала в аварию и скончалась. Гибель девочки привлекла внимание общественности, и на ее счет стали приходить новые пожертвования.

9. В начале августа 2010 года 38 американских миллиардеров подписали обязательство отдать не менее половины своего состояния на благотворительность. С инициативой под названием «Клятва дарения» (англ. The Giving Pledge) выступил известный инвестор Уоррен Баффет. Среди подписавших инициативу — основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс, кинорежиссёр Джордж Лукас и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. 10 декабря 2010 к инициативе Уоррена Баффета присоединились Марк Цукерберг и Дастин Московиц, основатели крупнейшей в мире социальной сети Facebook. Вместе с ними к инициативе, поощряющей богатейших американцев на участие в благотворительности присоединилось ещё 15 человек.

10. Американский бизнесмен Блейк Майкоски, отдыхая в Аргентине, заметил, что многие дети из бедных семей ходили по улице без обуви. Это дало ему идею для нового проекта: вместо того чтобы основать очередной благотворительный фонд, Майкоски организовал предприятие по производству обуви TOMS Shoes, выбрав за основу для дизайна туфель традиционные латиноамериканские плетеные сандалии альпаргаты. И за каждую проданную пару туфель компания дарит еще одну пару детям из бедных семей по всему миру. По данным на 2012 год, туфли TOMS получили более миллиона детей из 25 стран.

деятельность, посредством которой обладатели частных ресурсов добровольно и безвозмездно распределяют их в целях содействия нуждающимся людям, решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися понимаются не только те, кто живет в нужде, но и те, кто испытывает недостаток в дополнительных средствах для реализации своих общественно ценных (напр., профессиональных) интересов. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так и способности и энергия людей. Много общего есть в мотивах и ценностных основаниях благотворительности и милостыни, но как определенного рода общественная практика благотворительность отличается от последней: милостыня представляет собой индивидуальное и частное действие, благотворительность же носит организованный, по преимуществу безличный характер и даже в случаях обеспечения реализации индивидуальных начинаний (проектов) имеет в виду общественно значимые цели. В отличие от гуманитарной помощи в чрезвычайных обстоятельствах, которая осуществляется на основе как государственных, так и благотворительных фондов и которая должна быть систематической и непременной (не зависящей от чьей-то доброй воли), благотворительность представляет собой помощь в насущно необходимом, а в ряде случаев-поддержку людей и организаций просто в желаемом. Как направленное на общее благо благотворительность представляет собой деятельность, цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей и которая не преследует задачу получения прибыли.

В благотворительных акциях иногда могут реализовываться частные интересы их организаторов, попечителей или доноров, чем определяется необходимость строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. Еще до недавнего времени возможность осуществления частных интересов служила поводом для суровой критики самой благотворительности. Наиболее типичные классические аргументы заключались в следующем: а) с помощью благотворительности приобретается и расширяется власть (П. Гольбах), б) трудящихся отвлекают от классовых противоречий (П. Лафарг), в) устраивается развлечение (Л. Н. Толстой). В наше время к ним присоединяются новые доводы: благотворительность может являться для спонсоров формой рекламы или способом сокращения суммы налога, а также средством отмывания «нечистого» капитала. Негативистская критика указывает на действительные пороки в общественных нравах, однако в отношении собственно благотворительности она представляет собой морализирование, поскольку в ней благотворительная деятельность смешивается с рекламой, бизнесом, политикой, развлечением, а ее действительное социально-нравственное значение игнорируется.

Аргументы иного рода выдвигаются в утилитаристской критике, основанной на анализе социальных последствий и социально-экономических составляющих благотворительности (Гегель, Дж. С. Милль). Эта критика, ставя вопрос о справедливости и эффективности благотворительности, подвергает сомнению истину морального сознания, что благотворительность сама по себе всегда справедлива. С социологической точки зрения посредством благотворительности осуществляются две важные социальные функции: сохранения и воспроизводства общества (попечение о бездомных, голодающих, об одиноких стариках и брошенных детях, о тяжело больных и попавших из-за независящих от них обстоятельств в беду и т. д.) и развития общества (поддержка социально перспективных инициатив). Во второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и единственную цель-поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в материальной необеспеченности (т. е. предоставление максимально необходимой помощи при минимальном поощрении людей к тому, чтобы они именно на такую помощь полагались). Утилитаристская критика подготовила интеллектуальную почву для смены принципиальных и прагматических приоритетов благотворительности, что в наибольшей степени проявилось в политике и практике американских филантропических фондов (Рокфеллера, Карнеги. Форда), возникших во 2-й пол. 19-нач. 20 в.

Этическая критика (ее развивали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) переносит акцент в рассуждении о благотворительности с прагматических на ценностные и духовные проблемы. Утилитаристский и этический подходы к благотворительности существенным образом дополняют друг друга. Ориентировавшаяся на универсальную мораль милосердия, этическая критика представляла собой важный вклад в преодоление нравственных отклонений и моральной «амбициозности» благотворительности. На основе утилитаристской критики, сориентированной на социальную этику справедливости и здравого смысла, были предложены принципиальные критерии, привнесшие в филантропическую деятельность рачительность и расчет: свободные финансовые средства и материальные ресурсы должны аккумулироваться с наибольшей эффективностью и распределяться таким образом, чтобы благо частных лиц при их желании могло максимальным образом способствовать увеличению блага общества в целом.

Что такое благотворительность?

Благотворительность — деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися в данном случае понимаются не только живущие в нужде, но и те люди (гражданские активисты, специалисты, лица творческих профессий, учащиеся) и общественные (т.е. некоммерческие и неполитические) организации, которые испытывают недостаток в дополнительных средствах для решения индивидуальных, профессиональных, культурных и гражданских задач. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так способности и энергия людей. В последние десятилетия (по крайней мере, начиная с шестидесятых годов, когда получили особенное развитие так называемые неправительственные организации) сложилось устойчивое представление о благотворительности не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной (добровольной, «волонтерской») деятельности — как об общественной (т.е. некоммерческой и неполитической) деятельности в собственном смысле этого слова.

Как показывает широкая мировая практика, благотворительность по большому счету представляет собой как бы оборотную сторону успешного (временами и изворотливого) бизнеса. Но одновременно она по своей природе противоположна бизнесу: бизнес стяжателен, сориентирован на извлечение прибыли, на накопление средств с целью их вложения и извлечения еще большей прибыли. Филантропия же по внутреннему смыслу этой деятельности бескорыстна, с ее помощью средства распределяются, прибыль расточается. Однако кажущаяся противоположность, предпринимательства и благотворительности снимается тем, что в социальном плане они во многом представляют собой разные стороны одной медали. И не случайно практически во все времена филантропия — в равной мере, как и предпринимательство — вызывала и жадный интерес, и скепсис, и подозрение как безусловно нужное, но сплошь и рядом нечистое дело. С одной стороны, в благотворительности несомненно усматривалось большое благо и возможность спасения для многих, даже вконец потерявших надежду. С другой — в благотворительности видели источник социального и морального зла, «самообман нечистой совести».

Критика благотворительности

Наиболее радикальной по негативизму является точка зрения, согласно которой благотворительность как таковая бессмысленна и безнравственна, поскольку она не исправляет, а только усугубляет положение бедных и обездоленных людей. Такая точка зрения была последовательно выражена, например, в очерке П. Лафарга «О благотворительности». Близкие аргументы высказывал и Л.Н. Толстой. Радикальные критики филантропии указывали на то, что организованная представителями высших классов благотворительность на деле является: (а) разновидностью бизнеса (порой весьма выгодного), (б) инструментом политического и идеологического влияния, (в) средством организованного развлечения для богачей, так что сплошь и рядом организация филантропической деятельности стоит больших денег, чем те, что идут на действительную помощь страждущим. При этом сами благотворительные мероприятия обставляются с такой помпезностью, что именно своей формой привлекают внимание, манят к себе.

Другие критики указывали на тесную зависимость между благотворительностью и властью, в частности, властью церкви, которая проповедует милосердие и настаивает на его пользе. Кто собирает милостыню, тот и распределяет ее и тем самым властвует. О том, насколько существенна эта зависимость, можно судить по тому, что наиболее решительные в новой европейской истории революции (такие, как Великая французская и Октябрьская в России) рано или поздно накладывали запрет на благотворительную деятельность. Масштабы благотворительности резко ограничены в любом тоталитарном государстве: запрещая благотворительность, государство стремится сконцентрировать в своих руках распределительные функции и увеличить тем самым собственную власть.

Насколько справедливы и корректны подобного рода критические аргументы? То, что благотворительность может быть организована как развлечение, конечно, дурно, но значит ли это, что надо отказаться от благотворительности вообще, в том числе организованной как развлечение? Так же и то, что благотворительность используется с целью достижения власти, расширения влияния, хотя бы влияния на общественное мнение, еще не повод для того, чтобы осуждать благотворительность саму по себе и отказываться от нее.

В свое время Б. Мандевиль обратил внимание на то, что мотивом благотворительности и милосердия, как правило, является желание заслужить похвалу современников, остаться в памяти потомков.

Гордость и тщеславие не делают чести никому. К благотворительности нередко присоединяются и прагматические мотивы, когда благодаря мудрости и рачительности законодателя суммы, потраченные на благотворительность, не облагаются налогом. Если не ожидать, что благотворитель как таковой должен непременно: представлять совершенный по добродетельности нравственный характер, то естественно будет признать: оттого, что социально положительное действие совершается по таким корыстным мотивам, социальная ценность самого действия и значимость благотворительности в целом нисколько не снижается.

Опросы и исследования, проводившиеся американскими учеными (например, Р. Уитноу, Ч. Клэри, Дж. Снайдером), позволяют сделать вывод о том, что для многих американцев активное участие в благотворительных акциях и программах обусловлено, с одной стороны, желанием противостоять вездесущему меркантилизму, почувствовать себя человеком, поскольку работа не дает им такого чувства, и преодолеть чувство вины перед обездоленными и нуждающимися, а с другой — войти в группу и сохранить свою принадлежность к ней, больше узнать о чем-то, развить какие-то умения, получить информацию для карьерного продвижения и т.д. Не все из этих мотивов можно отнести к высоко нравственным, в смысле альтруистическим, однако оказывается, кто и эгоистические мотивы могут работать на общее благо и способствовать тому, что число людей, вовлеченных в благотворительные программы, растет.

Социальные критики благотворительности неоднократно указывали на то, что с помощью благотворительности имущие классы пытаются откупиться от эксплуатируемых ими трудящихся и снять остроту социальных антагонизмов. Благотворительность в самом деле направлена на ослабление социальных противоречий. Но надо сказать, что социальные (государственные и гражданские) институты и механизмы в любом обществе призваны «амортизировать» напряжения и конфликт. И благотворительность как общественный институт, а именно, институт социальной помощи, более или менее успешно выполняет эту социально компенсирующую роль.

Нельзя не согласиться и с той трезвой мыслью, что, в конечном счете, принципиальные цели благотворительности — избавление общества от нищеты — могут быть решены лишь при масштабных структурных социальных преобразованиях. Однако даже при страстном стремлении к такому справедливому обществу, в котором не будет нужды в благотворительности, не следует принципиально отказываться от благотворительности в существующем несовершенном и несправедливом обществе. Если же не предаваться упованиям на возможность установления такого общественного порядка, при котором не будет нуждающихся, то нужно признать, что благотворительность (по крайней мере, не как способ улучшения общества, а как помощь конкретным людям) будет необходима всегда.

Негативистская критика филантропии явно или неявно указывает на неискренность, лицемерие, двойственность филантропической деятельности. При этом не принимается во внимание, что приписываемая благотворительности двойственность не существенна для нее. Так, благотворительность, в чем бы она ни заключалась, может использоваться для камуфляжа частных интересов организаторов благотворительной акции. Но благотворительность сама по себе, например, оказание помощи больным и неимущим или поддержка молодых дарований, и камуфляж партикулярных и корпоративных интересов — явления, по природе своей различные. Своекорыстие не становится возвышеннее оттого, что оказывается прикрытым филантропией. Но и филантропия сама по себе возникает отнюдь не вследствие своекорыстия и не перестает быть филантропией, т.е. человеколюбием, по изначальным своим мотивам, оттого, что своекорыстие свивает под ее крышей надежное гнездо.

Критерий эффективности

Мы видели, что требованием милосердия предписывается оказание заботы и помощи каждому нуждающемуся, тем более просящему о помощи. Не отказать в просьбе о воспомоществовании, подать милостыню — есть всего лишь учтивость, говорил Толстой. Несколько иначе — в благотворительности, хотя, как было сказано, благотворительность представляет собой одно из воплощений милосердия.

Рассуждая о счастье и независимости человека в счастье, Сенека, специально оговаривал, что мудрец не станет отказываться от богатства, если оно зарабатывается или обретается праведным образом. Не откажется еще и потому, чтобы иметь возможность дарить — благотворительствовать. Но он не будет одаривать всякого.

Нельзя признать этот пассаж Сенеки вполне строгим. Предлагаемые им основания для благотворительности нуждаются в дополнительном обсуждении и уточнении. Однако Сенекой, по сути дела, первым была поставлена проблема критериев «отбора кандидатов» для помощи. Он отошел от сугубо моральной, нормативно-универсальной точки зрения, согласно которой помогать, конечно, нужно всем. Он поставил вопрос в прагматическом ключе: если всем все равно не хватит, тогда — кому?

Особенно актуальной проблема эффективности социальной помощи и распределения благотворительных средств стала в новое и новейшее время, когда процессы индустриализации и модернизации приводили к появлению массы обездоленных и невозможности обеспечения помощи им традиционными методами (милостыни или прямой передачи материальных ресурсов). Когда благотворительность перестала носить индивидуальный — от лиц к лицу — характер, встал вопрос о социальных последствиях социально-экономических составляющих и, в конечном счете, о справедливости благотворительной деятельности.

В благотворительности своеобразным образом проявляется милосердие. Но в той мере, в какой благотворительность становится фактором общественных процессов и отношений, она должна проверяться на соответствие справедливости, т.е. принципу, который, в частности, регулирует баланс отданного и полученного. Трезвый прагматический расчет потребовал внести коррективы в практику благотворительности: благотворительные акции не должны нарушать равновесие обмени, снижать ценность распределяемого блага и способствовать безделью обездоленных.

Посредством благотворительной деятельности, во-первых, осуществляется право любого нуждающегося на помощь. Но, во-вторых, благотворительностью провоцируется появление надежды на помощь и формирование привычки получать помощь. Известная конфуцианская мудрость гласит, что лучше подарить голодному сеть и научить ловить рыбу, чем все время кормить его рыбой, спасая от голода. Тем самым будет удовлетворено право каждого человека на помощь, а одновременно будет дана каждому надежда на решение его проблем собственными силами.

Благотворительность, конечно, необходима нуждающимся. Вместе с тем она должна способствовать тому, чтобы число людей, нуждающихся в посторонней помощи, сокращалось. Однако именно благотворительность, организованная как профессиональная и широкомасштабная деятельность, порождает слои населения, которые обречены на иждивенчество, которые не способны, не умеют и не желают себе помочь. Поставленная на поток благотворительность обусловливает появление групп людей, которые живут за счет того, что организуют помощь бедным. Неявная заинтересованность в сохранении бедности и бедных оказывается составной частью их профессиональной мотивации. Такая общественная помощь, решая одни текущие проблемы, порождает другие, более серьезные: живущие за счет помощи в любом случае оказываются униженными, чувство зависимости порождает раздражение, злобу, становится источником дополнительного социального напряжения.

Об этом с тревогой говорили разные социальные мыслители еще в середине прошлого века. С особой остротой эта проблема встала во второй половине нашего столетия в так называемых обществах благосостояния, развернувших широкие программы социального обеспечения. В первую очередь США, но также Канада, Германия, Швеция, Нидерланды, Франция и другие экономически развитые страны столкнулись с фактом появления массового и самовоспроизводящегося слоя иждивенцев, живущих только на пособие по бедности и ни на что другое не способных, как на получение социальной помощи.

С общесоциологической точки зрения; посредством благотворительности решаются две важные социальные функции: во-первых, функция сохранения и воспроизводства общества и, во-вторых, функция развития общества, к которой относится поддержка социально перспективных инициатив и начинаний; даже частичное осуществление которых оказывается невозможным из-за отсутствия средств.

В этой второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и иметь единственной целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в их иждивенчестве. Проблема, строго говоря, заключается в том, чтобы предоставление максимальной необходимой помощи в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они особенно на нее полагались. В таком виде эту проблему сформулировал Дж.С. Милль. Ее теоретическое осмысление может способствовать определению критериев принятия филантропических решений, с одной стороны, и оценке эффективности филантропических действий — с другой.

Очевидно, что помощь не всегда развращает. Помощь может стимулировать инициативу, активность, изобретательность. Но для этого, за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей, сама помощь должна строиться таким образом, чтобы именно тонизировать, а не расслаблять нуждающегося, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости самопомощи. В этом должен состоять главный критерий любых благотворительных программ. Милль сформулировал своеобразное «прагматическое правило» благотворительности.

Благотворительность, безусловно, должна спасать от голода и нищеты. Но благотворительность теряет всякий смысл, если подрывает индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению.

Благотворительность: этика или социальная инженерии?

Переосмысление роли благотворительности в жизни общества подготовило интеллектуальную почву для смены принципиальных и прагматических приоритетов благотворительности, для изменения взгляда на благотворительность как элемент и фактор общественной жизни.

Во второй половине XIX в. в деятельности филантропических организаций, главным образом американских, происходит радикальный перелом: благотворительность все менее рассматривается как способ раздачи благ бедным; ее задача усматривается в улучшении состояния общества в целом. В частности, признается, что благотворительность призвана обеспечивать людей не предметами потребления, а средствами, с помощью которых они могут сами себе помочь; помощь, таким образом, совершенно определенно усматривается в том, чтобы нуждающиеся перестали быть зависимыми и смогли стать ответственными за свою жизнь. Но для этого сама благотворительность как целенаправленная деятельность должна была стать иной: просвещенной, научной, технологичной, контролируемой.

В отличие от старой филантропии, несшей в себе дух патернализма, новая филантропия должна стать деятельностью, имеющей в виду планомерное развитие общества и широкомасштабное улучшение жизни людей. Методология нового подхода к благотворительной помощи, заимствованная из социальной инженерии, заключалась в следующем: (а) сформулировать проблему в терминах объективно фиксируемых критериев; (б) определить поддающиеся контролю цели; (в) подобрать средства по реализации этих целей и достижению конструктивных практических результатов.

Примечателен в этом плане опыт известного промышленника и впоследствии одного из крупнейших в XX в. филантропов Дж. Форда. В духе своего времени он исходил из принципа, что действительная помощь нуждающимся заключается в том, чтобы предоставит им самим возможность зарабатывать себе на жизнь. Как и Сенека, Форд выступал не против благотворительности — он выступал против расточительности: расточительно, оказывая организованную помощь, занимать физически и психически здоровыми работниками рабочие места, на которых можно использовать частичный и неквалифицированный труд. Примером частного решения проблем в Детройте, где находились заводы Форда, была организация на коммерческой основе бесплатной специальной профессиональной школы для детей рабочих и рабочей молодежи. Форд практически взялся реализовать совет, предложенный Конфуцием, — учить ловить рыбу, а не раздавать ее.

Однако поворот в деле благотворительности не следует трактовать односторонне: отказаться от раздачи не обеспеченных трудом, благ и организовать обучение и переквалификацию нуждающегося населения. Сама проблема организованного оказания помощи неоднородна по своим задачам. Вопрос, не стоит таким образом, что надо перестать раздавать продукты и деньги и начать раздавать, знания и умения. Люди нуждаются в разном и в разной степени. Кому-то не хватает денег, чтобы организовать выставку тропических бабочек, а кто-то не знает, чем накормить своего ребенка. Стало быть, формы помощи должны быть различными как в плане объекта (кому помогают) и предмета (чем помогают) помощи, так и в плане социальных функций самой помощи (какие задачи решаются благотворительной помощью).

Сегодня развитые индустриальные общества могут позволить себе содержание больших масс малообеспеченных людей. Современные благотворительные проекты предусматривают не только поддержание достаточного жизненного уровня неимущих, но в широком масштабе — финансирование различных ручных, образовательных, социально-культурных, экологических и т.п. программ. Однако нереалистично было бы полагать, что с их помощью действительно можно разрешить социальные противоречия даже в развитых обществах «золотого миллиарда» человечества. Более того, благотворительность сама по себе — и как система перераспределения благ, и как сфера специальной деятельности — остается источником серьезных проблем социально-этического, нравственного порядка.

Этическая критика благотворительности производит сдвиг в рассуждении с прагматических вопросов на ценностные и нормативные и подводит тем самым к более специфическим и человекоориентированным темам. Этическое рассуждение о филантропии стремится выявить ее нравственный смысл с точки зрения заповеди любви. В ходе такого рассуждения проясняется и само человеколюбие.

В этой связи представляют интерес размышления Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского о благотворительности. По сути дела исторически они относятся к тому же времени, когда в Западной Европе и в Америке происходит радикальное переосмысление социальной миссии благотворительности. В России в то время не было условий для прагматизации принципов и методов филантропии. Но осознание того, что Принципы и методы филантропии должны отвечать нравственным критериям, несомненно было.

И Достоевский, и Толстой в кринке благотворительной практики точно указали на важные этические проблемы. Но таким образом рассуждение о благотворительности было переведено в более широкий, несомненно и нравственно, и духовно значимый, но проблемно иной план — общих нравственных задач человека, путей его самоодоления и совершенствования.

Прагматически-инженерный и этический подходы к благотворительности существенным образом дополняют друг друга. Надо иметь в виду, что этическая критика благотворительности представляет собой важный вклад в преодоление, во-первых, нравственных искажений в филантропии и, во-вторых, моральной «амбициозности» филантропии (указанием на то, что в благотворительности проявляется нравственная зрелость, но не совершенство человека). В ходе утилитаристской критики благотворительности были предложены принципиальные критерии, привнесшие в филантропическую деятельность рачительность и расчет: свободные финансовые средства и материальные ресурсы должны аккумулироваться с наибольшей эффективностью и распределяться таким образом, чтобы благо частных лиц при их желании могло максимальным образом способствовать увеличению блага общества в целом.

И хотя в рамках тех или иных благотворительных программ эти критерии инструментализируются сообразно программным целям, в основе общей оценки конкретных благотворительных программ лежит их вклад в дело процветания общества и повышения благополучия его граждан.