Курсовая работа: Маркетинговое исследование потребительского вторичного рынка автомобилей. Маркетинговое исследование автомобилей Разработка стратегии продвижения товара

Описание

В исследовании проанализирована динамика производства легковых автомобилей по России в целом и по федеральным округам. Также в отчете представлены данные о помесячной динамике производства легковых автомобилей. В исследовании представлены прогнозы объема производства на рынке на 2019 год.

Кроме подробного анализа импортно-экспортных операций (объем поставок по годам и месяцам, ведущие страны импорта и экспорта), исследование содержит информацию об основных производителях легковых автомобилей в России.

Внимание! Исследование предоставляется в течение 3 рабочих дней.

Цель исследования

Оценка состояния и прогноз развития российского рынка легковых автомобилей.

Задачи исследования

Проанализировать объем и структуру производства легковых автомобилей;

Проанализировать динамику экспорта и импорта легковых автомобилей;

Собрать справочную информацию об основных игроках российского рынка легковых автомобилей;

Выявить тенденции и перспективы российского рынка легковых автомобилей.

Методы исследования

Сбор и анализ статистической информации (данные Федеральной службы государственной статистики, ЕМИСС, ФТС);

Анализ финансовой информации специализированной базы данных российских предприятий;

Сбор и анализ вторичной информации печатных и электронных деловых и специализированных изданий.

Продукты, проанализированные в исследовании:

Производство:

Автомобили легковые.

Импорт и экспорт:

Автомобили легковые (по объему двигателей).

Ценовая ситуация:

Цены производителей:

Автомобили легковые.

Цены потребителей:

Легковой автомобиль импортный поддержанный;

Легковой автомобиль иностранной марки новый;

Легковой автомобиль отечественный новый.

Перечень продуктов, анализируемых в исследовании, может быть изменен в зависимости от доступности статистических показателей.

Развернуть

Содержание

Описание исследования

Резюме проекта

Общеэкономическое положение России

Производство

Внешняя торговля

Демографическая ситуация

Занятость населения

Уровень жизни и доходы населения

Классификация легковых автомобилей

Анализ российского рынка легковых автомобилей

Объем производства

Динамика производства по годам

Структура производства по федеральным округам

Динамика производства по месяцам

Показатели рынка легковых автомобилей по брендам

Ценовая ситуация

Прогноз цен

Анализ импорта и экспорта легковых автомобилей

Импорт легковых автомобилей в РФ

Динамика импорта по годам

Динамика импорта по месяцам

Структура и динамика импорта по странам

Структура импорта по федеральным округам ввоза

Структура импорта по регионам ввоза

Экспорт легковых автомобилей из РФ

Динамика экспорта по годам

Динамика экспорта по месяцам

Структура и динамика экспорта по странам

Структура экспорта по федеральным округам вывоза

Структура экспорта по регионам вывоза

Основные игроки рынка легковых автомобилей

Топ игроков на российском рынке по объему выручки

Изменения в финансовых результатах игроков отрасли

Профили топ-10 игроков

Описание компании: история, основные характеристики деятельности

Ассортимент и бренды продукции

Новости компании

Финансовые показатели

Тенденции и перспективы российского рынка легковых автомобилей

Приложения

Приложение 1. Список таблиц и диаграмм

I . Автомобильный сектор: история и настоящее

На данный момент сложно представить себе жизнь, в которой нет места автомобилям. Если всего несколько десятилетий назад легковой автомобиль считался предметом роскоши, то сейчас почти 850 человек из 1000 в Соединённых Штатах имеют свой автомобиль. В 1885 году немецкий изобретатель Готтлиб Даймлер, а в 1886 году его соотечественник Карл Бенц изготовили и запатентовали первый самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Безусловно, главным изобретением на начальном этапе развития отрасли автомобилестроения стало открытие компактного двигателя внутреннего сгорания. С 1885 года по 1930-е года были достаточно широко распространены автомобили с электродвигателями и паровыми установками. Однако эти автомобили были неэкономичны и вскоре сошли со сцены. На смену неэкономичным двигателем пришли новые технологии – двигатель Дизеля и поршневой двигатель внутреннего сгорания. Второй вид двигателя остаётся наиболее популярным и до сих пор.

В 1999 году в мире было произведено 56.26 млн. легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков, а уже к 2012 году эта цифра достигла отметки в 84.14 млн. штук, таким образом производство автомобилей за 12 лет увеличилось на более чем 49.5%. По сравнению же с 2011 годом в 2012 году было произведено на 5.2% больше автомобилей. Вместе с тем выручка десяти крупнейших мировых автомобильных концернов в 2012 году составила $1,450.99 млрд. Лидером по производству автомобилей в 2012 году стал Китай, в котором было произведено 22.9% автомобилей от всего мирового производства авто. А главными игроками в секторе уже долгое время являются японская Toyota Motor, немецкая корпорация Volkswagen Group и американский концерн General Motors.

В 2009 году было произведено около 61.79 млн. автомобилей, а в 2012 производство авто достигло рекордной отметки в 84.14 млн. штук, то есть увеличилось с 2009 года на почти 36.2%. При этом число проданных автомобилей с 2009 года по 2012 год увеличилось на 24.9%. В 2012 году было продано 81.70 млн. автомобилей.

II. Крупнейшие страны производители и потребители автомобилей

В 2012 году мировыми лидерами по производству автомобилей являлись Китай, США, Япония и Германия. Южная Корея находились на пятом месте, а вот Россия на одиннадцатом. В 2012 году 22.9% всех автомобилей в мире было произведено в Китае. На другой крупнейший азиатский рынок Японию пришлось 11.8% общемировых производства в 2012 году, а тот же показатель для Германии равняется 6.7%. В США в 2012 году произвели всего 12.3% от всех автомобилей, а в России скромные 2.7%.

Стоит отметить динамику показателей производства автомобилей по странам: в 2012 году в Китае изготовили 22.9% автомобилей от их общемирового производства, а в 2011 году данный показатель для Китая составлял 23.0%. Доля автомобилей, произведённых в Японии, выросла с 10.5% в 2011 году до 11.8% от всех произведенных автомобилей в мире в 2012 году, Доля Германии на рынке производства автомобилей упала с 7.9% в 2011 году до показателя 6.8% в 2012 году. Количество автомобилей, произведённых в США выросло с 10.8% в 2011 году до 12.3% в 2012 году. Вместе с этим число автомобилей, произведённых в США увеличилось в 2012 году на 19.4% г/г. За тот же период в Германии производство автомобилей сократилось на 10.5% г/г. Наибольший рост производства наблюдался в Таиланде, где число произведённых автомобилей увеличилось на 70.3% г/г.

В 2012 году около 23.6% мировых продаж легковых автомобилей пришлось на Китай. Второе место с 18.1% по продажам уверенно занимают Соединённые Штаты Америки, где в 2012 году было продано около 14.76 млн. автомобилей. Примерно 6.6% общемировых продаж в 2012 году пришлось на Японию. Среди оставшейся семёрки мировых лидеров продаж четыре места занимают страны Европы, в числе которых Германия, Россия, Великобритания и Франция. Почти 15.3% общемировых продаж автомобилей пришлось именно на эти четыре страны.

В 2012 году резко возросли продажи автомобилей в Японии, где по итогам года было продано на 27.5% больше автомобилей, чем годом ранее. Этот факт связан с природной катастрофой в 2011 году, когда экономика острова была поражены сильнейшим землетрясением и цунами. Рост продаж в США в 2012 году составил 13.4% г/г, а продажи в Китае увеличились лишь на 4.3%. Стоит отметить значительное снижение продаж автомобилей во Франции – на 13.2% г/г. Подобное снижение продаж связано с кризисом в Еврозоне и с высоким уровнем безработицы.

III . Крупнейшие компании - производители автомобилей

Основными игроками на рынке автомобильного производства являются концерны Toyota, Volkswagen и General Motors. А замыкают пятёрку лидеров Daimler и Ford. Выручка компании Toyota Motor в 2012 году составила около $272.76 млрд., продажи Volkswagen достигли отметки $254.03 млрд., а General Motors смогла выручить от продажи автомобилей в 2012 году примерно $152.25 млрд.

По итогам 2012 года первые три места по производству автомобилей поделили между собой три крупнейших мировых автоконцерна – Volkswagen, GM и Toyota. При этом число автомобилей, произведённых Volkswagen в 2012 году, выросло на 9.0% г/г, а General Motors и Toyota в 2012 году произвели на 2.9% и 3.7% автомобилей больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший рост производства наблюдался на заводах компании Honda – 41.3% г/г. Существенное падение продаж автомобилей во Франции в 2012 году сопровождалось и значительным падением числа произведённых автомобилей главным автомобильным гигантом страны – PSA Peugeot в 2012 году произвела на 16.5% меньше автомобилей, чем годом ранее.

Среди всех автопроизводителей особое место занимают крупнейшие автоконцерны Toyota Motor, Volkswagen и General Motors.

Компания Toyota основана в 1937 году в Японии. Корпорация выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu и Hino. В 2012 выручка компании остановилась на отметке $272.76 млрд., а её рост год к году составил 18.7%. Чистая прибыль компании за 2012 год увеличилась на 239.3% г/г и достигла отметки в $10.53 млрд. В 2012 году было продано около 7.44 млн. автомобилей под маркой Toyota. Данный показатель превосходит результат 2011 года на почти 3.7%. Продажи компании Toyota является одним из лидеров в области применения гибридных технологий. С 1997 года корпорация запустила массовое производство модели Toyota Prius. Немного позже гибридные модификации появились и у модели Camry, а также некоторых моделей Lexus. К 2030 году компания планирует перевести всю свою линейку автомобилей на технологию гибридных и электродвигателей.


Вторым крупнейшим концерном является немецкая компания Volkswagen Group. Как и Toyota корпорация Volkswagen была основана в 1937 году. VW Group состоит примерно из 350 компаний, занимающихся производством автомобилей и связанными с этим комплектующих. К Volkswagen относятся такие бренды как Volkswagen, Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania AB, MAN AG, Porsche. Выручка концерна в 2012 году возросла до $254.03 млрд., показав рост на 21.2% г/г. При этом чистая прибыль составила примерно $28.63 млрд., в то время как годом ранее данный показатель равнялся примерно $19.84 млрд., тем самым чистая прибыль выросла на 44.3% г/г. А вот продажи автомобилей выросли в 2012 году на 9.0%. За полный 2012 год компания продала около 9.26 млн. автомобилей.

Замыкает тройку автопроизводителей концерн General Motors. Компания начала свою работу намного раньше конкурентов – еще в 1908 году. В настоящее время корпорации принадлежат такие автомобильные марки как Cadillac, Chevrolet, GMC, Opel, Vauxhall. При этом компания активно сотрудничает с другими производителями, а именно, разрабатывает совместные автомобили и двигатели с Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Maserati. Интересно, что одним из основных держателей акций GM является Министерство Финансов США, которое владеет почти 36.4% акций компании. Дело в том, что правительство США спасало GM от банкротства в 2009 году, после чего основная часть управления корпорацией перешла в руки правительственной организации. В 2012 году выручка GM достигла отметки $152.25 млрд., рост год к году составил 1.3%. При этом корпорация в 2012 году зафиксировала чистую прибыль в размере $6.19 млрд. по сравнению с $9.19 млрд. годом ранее. Таким образом чистая прибыль упала на 32.7% г/г. В 2012 году компания продала 9.20 млн. автомобилей, что на 2.9% лучше, чем годом ранее.


Среди китайских производителей автомобилей следует выделить компании FAW, Chery, Geely и Great Wall. Стоит отметить, что большинство автомобилей, выпускаемых в Китае, производится по лицензии мировых брендов, например Volkswagen и GM. Так 10 заводов компании GM находятся в Азиатском регионе. Volkswagen AG имеет 13 заводов по производству автомобилей и комплектующих к ним в Азии. Основным преимуществом китайской продукции является частое обновление модельного ряда и низкая стоимость продукции по сравнению с японскими и южнокорейскими автомобилям. Однако разговоры о том, что качество китайских автомобилей значительно ниже, чем у соседей часто бывает правдой. Вместе с этим, в последние годы заметны тенденции улучшения качества китайской продукции. Свидетельством этому может служить повышение спроса покупателей на автомобили из Поднебесной – в 2012 году каждый четвёртый автомобиль в мире был произведён в Китае.

IV . Тенденции и перспективы автомобильного сектора

К концу 2012 года общемировые продажи автомобилей с электродвигателями с начала производства данных автомобилей составляли примерно 190 тысяч, что составляет примерно 0.02% от общего числа автомобилей на планете. К 2020 году, по прогнозам, число электромобилей увеличится до 20 миллионов штук, а их доля в общем числе автомобилей достигнет 2%. В 2012 году продажи авто с электродвигателями составили 113 тыс., в то время как аналогичный показатель в 2011 году равнялся всего лишь 45 тыс., тем самым рост продаж год к году составил 151.1%. Малая доля электромобилей на рынке на данный момент связана прежде всего с тем, что срок зарядки аккумуляторных батарей в большинстве случаев очень мал и позволяет проехать на одной зарядке всего 100 км., после которых понадобится не меньше пары часов на его полную зарядку. Однако уже сейчас известны случаи, когда электромобили становятся более практичными. Так Tesla Model S способна проехать на одной зарядке аккумулятора около 480 км. на скорости до 90 км/ч. Для дальнейшего внедрения электромобилей и их повсеместного использования в жизни потребуются не только существенные изменения производства на заводах автомобильных компаний, но и развитие инфраструктуры – а именно, создание “заправочных” электрических станций.

Ещё одним минусом автомобилей с электрическими двигателями является их цена. На данный момент средняя стоимость автомобиля с электрическим двигателем составляет $42,177, в то время как автомобиль, работающий на бензине, в среднем стоит $19,170. Таким образом, пока что электромобиль обходится почти на 120.0% дороже, чем его бензиновый аналог.

В США в 2012 году было продано около 439 тысяч автомобилей с гибридными двигателями, в то время как продажи в 2011 году составляли примерно 250 тысяч гибридов, то есть рост составил 75.6%. На гибридные автомобили пришлось примерно 10.7% от всех продаж в США в 2012 году. Пока что данный сегмент автомобильной промышленности выглядит наиболее перспективно, так как обеспечивает хорошее соотношение удобства, цены и экологичности.

V . Налоговые сборы, таможенные пошлины и экологические нормы, регулирующие сектор

Налоговые сборы

В разных странах мира действуют свои законы и нормы, регулирующие сектор автомобильного строения. Так в США не существует Федерального транспортного налога, однако во всех штатах установлен ежегодный сбор за регистрацию транспортных средств. Некоторые штаты облагают автовладельцев дополнительными налогами, которые зависят от нынешней стоимости автомобиля или от его массы. В России действует многоуровневая система налогов, которыми облагается владение автомобильным средством. Если в 2011 году за каждую лошадиную силу автомобиля мощностью менее 200 л.с. автовладельцу приходилось платить в среднем 25.00 руб., то в 2013 году данная сумма составит 30.67 руб., то есть налог увеличится на 22.7% г/г. При этом данные налоговые пошлины могут быть увеличены в десятки раз в разных субъектах Российской Федерации. Несомненно, увеличение налоговых сборов приведёт к увеличению стоимости автомобилей для покупателей, что может негативно отразиться на динамике продаж.

Стоит отметить, что с начала 2012 года Китай ведёт упорную таможенную войну с США. Ставка таможенных пошлин до конца 2014 года на производимые в США автомобили будет варьироваться от 2.0% до 21.5% от стоимости ввозимого автомобиля. При этом наивысшая ставка грозит продукции небольших корпораций из США, которые производят дорогие спортивные автомобили. А вот минимальные ставки будут применяться к американским подразделениям европейских и азиатских компаний, таких как BMW и Honda. По прогнозам такие таможенные тарифы приведут к увеличению стоимости продукции GM в Китае на 8.8%-12.9%. Китайское правительство предполагает, что такие меры приведут к тому, что американские концерны будут вынуждены строить свои заводы на территории Поднебесной, что положительно скажется на экономике Китая.

В России с 1 сентября 2012 года введён утилизационный сбор на ввозимые из-за границы автомобили. Базовая величина сбора составит 20 тысяч рублей, однако, например, для автомобилей, с момента выпуска которых прошло более трёх лет и объём двигателя, которых больше 3500 кубических сантиметров, величина сбора может достигать 700 тыс. рублей. Данные меры приняты для того, чтобы российские производители могли хоть как-то конкурировать с компаниями из Европы, Азии и Северной Америки. Крупнейшие страны, такие как Япония, Китай и США совсем недавно подали жалобу в ВТО в связи с введением утилизационного сбора, а ранее аналогичную жалобу подал Евросоюз. Данная ситуация может закончиться серьёзными санкциями в отношении России.

Экологические нормы

С каждым годом правительства разных стран принимают более жёсткие законы о защите окружающей среды. Автомобильный сектор является одним из самых опасных в плане вредных выбросов в атмосферу – на его долю приходится около 17.0% выбросов парниковых газов во всем мире. В данный момент одним из важнейших документов в плане регулирования выбросов вредных веществ является экологический стандарт Евро-5, который вступил в силу 1 сентября 2009 года и действует на территории Европы. Однако на все ввозимые автомобили ограничения стандарта Евро-5 будут введены только 1 января 2014 года. Таким образом, усиление влияния азиатских производителей в Европе в последние годы можно вполне объяснить менее строгими экологическими запретами к азиатским автомобилям. В 2015 году планируется вступление в силу экологического стандарта Евро-6, а уже в 2013 году азиатские производители вынуждены будут конкурировать с остальными мировыми автопроизводителями на равных условиях на рынке Европы.

Таким образом существует немало проблем в сфере автомобильного производства. С каждым годом автопроизводителям из других стран становиться всё сложнее конкурировать на иностранных рынках. В конечном итоге преимуществом обладают корпорации, которые выпускают относительно дешёвые автомобили. К таким производителям, безусловно, в первую очередь относится Китай, который уже сейчас занимает почти четверть мирового рынка производимых автомобилей. Именно на дешёвом и среднем ценовом сегменте автомобилей наименее заметно скажется увеличение налоговых пошлин, которое приведёт к повышению цен на них.

VI . Основные проблемы в секторе автомобильного производства и способы их решения

Кроме экономических проблем интеграции, с которыми сталкиваются автопроизводители, существуют и другие проблемы, которые требуют их скорейшего решения. В основном эта проблема выброса вредных веществ в атмосферу и проблемы с безопасностью на дорогах.

Автотранспорт является одним из самых больших загрязнителей окружающей среды, каждый год около 17% парниковых газов в атмосфере выделяется автомобилями. Сейчас почти каждый автопроизводитель занимается разработками в области альтернативных двигателей. К таким относятся электродвигатели, гибридные установки, которые в своей основе используют два типа моторов – электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания. Кроме этого ведётся постоянное усовершенствование и обычных ДВС. В Евросоюзе, США и Китае уже разработана регламентация согласно которой к 2020 году производители смогут поставлять на рынок лишь те авто, которые в среднем расходуют лишь 4 литра бензина на 100 км., в то время как на данный момент этот показатель равняется примерно 8-9 литров на 100 км. Внимание к новым типам двигателей вызвано не только ужесточением экологических стандартов, но и ростом цен на нефть, которая используется в производстве различных видов топлива. Главными производителями на рынке гибридных автомобилей являются Toyota и компания Tesla Motors, которая специализируется только на электро-автомобилях. Стоит отметить и растущий спрос на электромобили. Так выручка корпорации Tesla Motors увеличилась в 2012 году на 102.3% г/г, однако до показателя безубыточности компании ещё далеко. Дело в том, что при доходе в $413.36 млн. в 2012 году и себестоимости продукции в $383.19 млн. Tesla ещё $273.98 млн. затратила на новые разработки. Такая ситуация наблюдается почти каждый год. Именно поэтому пока корпорация несёт убытки. Компания Toyota уже в 1997 году начала серийный выпуск гибридной модели Prius и до сих пор является одним из лидеров в области гибридных автомобилей.

Другой проблемой в секторе становится борьба с ДТП. На этом пути корпорации ведут многочисленные и многолетние разработки. Если в 1999 году вероятность погибнуть в ДТП в России составляла 18.59%, то в 2012 году данная цифра упала до 13.74%. Последним шагом на пути снижения уровня смертности до нуля станет создание “умного” автомобиля с автопилотом как в самолётах. Такие разработки ведут автоконцерны GM, Toyota и Volkswagen. К 2020 году GM планирует выпускать автомобили с автопилотом на серийной основе.

VII . Общая оценка состояния сектора

В последние годы наблюдается значительное увеличение влияния Азиатского региона на мировом рынке автопроизводителей. Несмотря на первое место Китая в производстве автомобилей, дальнейшие перспективы развития отрасли в стране выражены недостаточно чётко. На увеличение таможенных пошлин в Китае могут жёстко отреагировать другие крупнейшие представители отрасли, такие как США. Также Китаю, прежде чем захватить уверенное лидерство в отрасли предстоит решить проблему качества своей продукции. Стоит отметить, что замедление темпов роста экономики США или Европы может отрицательно сказаться на дальнейшем росте китайского сектора автомобильной промышленности. От того, в какую пользу решаться данные вопросы и зависит дальнейшее развитие отрасли в стране.

Другой основной тенденцией в развитии сектора является смещение продаж в сторону компактных автомобилей. С начала 2013 года по июль 2013 года число проданных автомобилей с малым кузовом в США выросло на 12.3% при общем росте продаж в 8.5%. Сохранение данной тенденции позволит частично решить проблему загруженности автодорог в крупнейших странах.

Привычные автомобили с ДВС останутся самыми востребованными в силу их малой цены по сравнению с конкурентами. На данный момент электромобили стоят на 120.0% дороже, чем их бензиновый аналог, немного лучше обстоит дело с гибридными автомобилями, продажи которых уже сейчас в США составляют 10.7% от общего числа проданных автомобилей. По прогнозам к 2020 году планируется, что в мире около 2% автомобилей будут оснащены электродвигателями по сравнению с долей 0.02% в 2012 году. Цены на “альтернативные” авто с развитием технологий будут падать, а повышающиеся цены на нефть будут способствовать увеличению затрат на содержание и покупку автомобилей с бензиновыми двигателями. Таким образом, достаточно скоро средняя стоимость этих двух видов автомобилей может сравняться. В связи с ужесточением экологических норм к этому времени производство и покупка “альтернативных” авто станет более разумным шагом, нежели покупка автомобилей с бензиновыми двигателями.

К 2020 году планируется выпуск автомобилей с автопилотом. Ведущие корпорации GM, Volkswagen и Toyota ведут постоянные разработки в области “умных” авто. Уже существуют работающие прототипы. Концерн, который быстрее всех сможет сделать данную технологию доступной для широкой публики, скорее всего станет мировым лидером в секторе автомобильного производства.

Автомобильный рынок РФ относится к товарным рынкам РФ, которые подвержены влиянию различных нелинейных факторов таких как, уровень наличной денежной массы, уровень монетизации и доля скрытого объема производства, высокий уровень налогообложения, безработица.

Емкость мирового автомобильного рынка растет год от года. Не стал исключением и год прошедший. Европа продолжает оставаться одним из самых емких автомобильных рынков мира. В прошедшем году в 25 странах, входящих в Евросоюз зарегистрировано 18 млн. автомобилей или 29% мировых продаж. Большая часть продаж легковых автомобилей, как и машин в целом приходится на германский рынок. На втором месте по объемам Великобритания, на третьем - Италия.

Лидером в странах Евросоюза среди автомобильных брендов является Volkswagen. Лидером по темпам роста среди массовых брендов в Европе стала марка FIAT (+20,9%), среди люксовых брендов Lexus (+76,3%). Наибольшей долей рынка по прежнему владеют VW, за ним PSA, Ford, GM, Renault.

На российском рынке на протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост объемов продаж новых легковых автомобилей. Исключением стал «кризисные» 2008-2009г.г., когда с усилением влияния на мировые автомобильные рынки финансового кризиса крупнейшие автопроизводители стали испытывать трудности с реализацией своей продукции - кризис ликвидности начал сказываться и на реальном секторе экономики. Особенно это хорошо заметно на примере стран Западной Европы: по итогам девяти месяцев суммарные продажи легковых авто относительно аналогичного периода прошлого года там снизились почти на 5%. Крупнейшими мировыми автопроизводителями средства изыскиваются уже не для продвижения продукции и технологических инноваций, а для продолжения функционирования. Российский рынок не стал исключением - значительное ужесточение условий кредитований (увеличился не только размер первоначального взноса, но и процентные ставки, повысились требования к заемщикам) напрямую отразилось уже на осенних объемах продаж легковых автомобилей.

Развитые страны, входящие в еврозону, использовали средства, стимулирующие продажи легковых автомобилей, еще в 2009 году, поэтому плавный выход из мирового финансового кризиса в 2010 году совпал в них со снижением объемом реализации автомобилей на рынке. По данным агентства JATO Dynamics, в июле 2010 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в Европе сократились на 17,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По-прежнему лидером продаж в европейских странах остается «народный» Volkswagen.

А как обстоят дела на авторынке нашей стране? У России, как водится, собственный путь развития. Опустившись в 2009 году на пятое место по итогам продаж легковых автомобилей в Европе, в середине 2010-го она вновь оказалась в «тройке сильнейших».

В 2010 г. автомобильная промышленность РФ постепенно начала восстанавливаться: производство автомобильной техники выросло почти в два раза, не достигнув, однако, докризисных показателей. По данным Минпромторга РФ, за прошедший год производство выросло во всех основных сегментах: выпуск легковых автомобилей - на 102%, грузовых - на 68%, автобусов - на 26%.

Несмотря на высокие темпы роста производства, не следует переоценивать значение высоких темпов прироста, поскольку в 2009 г. было зафиксировано резкое падение как производства, так и продаж автомобильной техники, что создало в 2010 г. так называемый эффект низкой базы. Проще говоря, сравнивать показатели прошлого года надо не с 2009, а с 2008 годом, когда авторынок показал наивысшие показатели за последние десять лет. Если сравнить общий выпуск автомобильной техники за 2010 и 2008 гг., то окажется, то показатель прошлого года ниже на 22%.

Как и прежде, легковые автомобили обеспечивают основной объем производства автомобильной техники. В 2010 г. их доля составила 86%, что на 3,4 п.п. выше показателя 2009 года. Необходимо отметить, что доля легковых автомобилей в производства автомобильной техники с каждым годом растет, так в 2007 году доля составляла 77%, в 2008 году - уже 82%. Именно сегмент легковых автомобилей определяет состояние рынка и его перспективы.

В своем выступлении Алексей Рахманов, директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ, отметил, что в 2010 г. значительно выросло внутреннее производство легковых автомобилей на фоне продолжения сокращения прямого импорта. При этом внутреннее производство иномарок впервые превысило производство легковых автомобилей отечественных марок. В среднесрочной перспективе внутреннее производство продолжит увеличиваться по мере восстановления потребительского спроса на легковые автомобили.

В 2010 г. продажи легковых автомобилей выросли на 29,9% по сравнению с результатами 2009 года. Ощутимую поддержку автомобильному рынку оказало государство - в 2010 г. начала действовать программа утилизации старых автомобилей, ускорившая обновления российского парка легковых машин. Кроме того, в настоящее время действует программа льготного кредитования, под действие которой попадают многие иномарки, собирающиеся на российских заводах. Новые модели подбираются зачастую именно с расчетом попасть под действие этой программы. В частности, новая модель Hyundai Solaris, производство которой стартовало в начале2011 г., уже включена в программу льготного кредитования.

На фоне государственной поддержки и постепенного восстановления потребительского спроса российский рынок легковых автомобилей будет восстанавливаться сравнительно быстро. Уже в 2011 г. ожидается, что в России будет продано более 2 млн легковых автомобилей.

Новые условия режима промышленной сборки автомобилей, начавшие действовать в 2011 г., ускорят рост рынка за счет увеличения внутреннего производства. Однако многое зависит от состояния автокомпонентной отрасли, которая сейчас определяет развитие автомобильного производства. Учитывая более жесткие требования нового режима промсборки по уровню локализации производства (60% за шесть лет), развитие автокомпонентной отрасли за счет открытия здесь заводов иностранных компаний представляется наиболее вероятным сценарием развития. Кроме того, реализация требования о создании центров R&D позволит развиваться собственной технологической и исследовательской базе автопроизводителей.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2010 года выросли на 30%. за весь год в нашей стране реализовано 1 910 573 новых автомобиля. В декабре продано 204 586 автомобилей, что на 60% больше, чем в аналогичном месяце 2009 года.

Как сообщил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, прогноз на 2011 год составляет 2,24 млн автомобилей.

Продажи автомобилей в России вышли в плюс по сравнению с низкими результатами 2009 года в апреле 2010 года, осенью показатели роста к аналогичному периоду прошлого года достигли 50%, а в ноябре было продано на 80% автомобилей больше, чем годом ранее - 189 902. При этом российский авторынок опередил высказывавшиеся прогнозы: в начале года эксперты АЕБ ожидали, что за год будет реализовано не более 1,5 млн автомобилей, позднее прогноз был скорректирован до 1,7 млн автомобилей, а в декабре было заявлено об ожидаемых продажах машин на уровне 1,9 млн и росте на 30%.

По словам вице-председателя комитета автопроизводителей АЕБ и главы российского отделения Ford Марка Овендена, результаты 2010 года вселяют оптимизм, и прогнозы на 2011 год вполне позитивны, однако лишь в том случае, если российская экономика и валюта продолжат рост.

В начале2011 г. было объявлено о продлении программ утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования. Автопроизводители приветствовали данное начинание правительства РФ. Однако, как отмечает Овенден, следует заметить, что 80% продаж по этим программам приходится на дешевые автомобили традиционных российских автопроизводителей». Больше всего автомобилей (517 147) в 2010 году продал «АвтоВАЗ», показав рост на 48%. При этом почти половина из них была реализована по государственной программе утилизации: по данным автопроизводителя, с государственной скидкой реализовано 221 584 автомобиля. В последнем месяце 2010 года автозавод продал 49 597 машин, что на 78,3% больше, чем в аналогичном месяце 2009 года, из них по программе утилизации 27 160 машин.

На втором месте по объемам продаж в России располагается Chevrolet (116 233 авто за год и 12 552 в последнем месяце), увеличившая продажи к аналогичным периодам прошлого года на 11% и 35% соответственно, за ней следуют Kia, Renault, Ford и Hyundai, продавшие 104 235, 96 466, 90 166 и 87 081 авто соответственно. При этом продажи Kia в 2010 году увеличились на 49%, Renault на 33%. Ford реализовал на 10% больше автомобилей, а Hyundai на 17%.

Многие японские марки к концу года укрепили свои позиции. В декабре продано 10 323 автомобиля Nissan и 575 люксовых Infiniti, что соответственно на 108% и 141% больше, чем в том же месяце 2009 года. На 129% в последнем месяце года выросли продажи Mitsubishi (продано 5314 авто), на 85% вырос спрос на Mazda. Тем не менее по итогам 2010 года Mazda продала 24 926 автомобилей - на 19% меньше, чем годом ранее. На 22% (до 18 159 машин) снизились продажи Honda.

Также в декабре реализовано 8525 автомобилей Toyota, что на 46% больше аналогичного месяца прошлого года.

Всего в 2010 году японская корпорация продала в России 90 296 автомобилей Toyota и Lexus, при этом спрос на люксовые автомобили японской марки увеличился на 72%, до 10 981 автомобилей, продажи Toyota увеличились на 15%, до 79 315 машин. Глава российского представительства Toyota Такеши Исогая ожидает, что в целом российский автомобильный рынок в 2011 году достигнет 2,3 млн автомобилей. Продажи автомобилей Toyota ожидаются на уровне 115 тысяч машин.

«Доля рынка автомобилей Toyota в России, по нашим оценкам, составит к концу текущего года около 6% от общего объема автомобильного рынка в России. Продажи автомобилей марки Lexus в 2011 году, по нашим прогнозам, вырастут на 45% по сравнению с 2010 годом - до 16,1 тысяч единиц. При таком сценарии доля рынка марки Lexus в премиум-сегменте в следующем году составит более 13%», - говорит он.

В люксовом сегменте большинство марок закончили год с существенным ростом. В «большой немецкой тройке» Mercedes, реализовавший за 12 месяцев 19 724 автомобиля (+64%), перегнал Audi (18 510 авто, +23%), но не достал BMW (20 584 автомобиля и 26% роста). На 7% увеличились продажи LandRover (9970 автомобилей за год), а Jaguar (858 авто) на 8% ушел в минус. Практически не изменились показатели японской Infiniti (4674 авто в 2010 году и 4630 годом ранее), до 1572 экземпляров (+24%) увеличились продажи Porsche. Официальные дилеры Volvo реализовали за год 10650 автомобилей. Таким образом, рост продаж составил 54,48% по сравнению с 2009 годом (6 894 проданных автомобиля).

Программа утилизации в 2010 году воскресила спрос на вазовскую «классику», которая стала самой покупаемой моделью автомобиля. За год реализовано 136 006 Lada 2105 и 2107, на 102% больше, чем в 2009 году.

За ней следуют Priora, Kalina и Samara. Самой продаваемой иномаркой стал Ford Focus (67 041), почти на 4 тысячи автомобилей обогнавший московский RenaultLogan (62 862). По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, на докризисный уровень 2008 года российский автомобильный рынок может вернуться уже по итогам 2012 года, с результатом 2,8-2,9 млн автомобилей.

Оживление автомобильной промышленности в России налицо. Это следует хотя бы из того, что девять из десяти марок, входящих в «десятку» самых популярных по итогам полугодия, производятся на отечественных автозаводах. Индикатором роста интереса населения к автомобилям стал и проходящий в августе2010 г. в Москве международный автосалон ММАС-2010. Еще год назад любая выставочная деятельность в крупных российских городах приносила одни лишь убытки, а мировые производители открыто игнорировали отечественные автосалоны, в 2010 году дела обстоят иначе. Московский автосалон снова встает в один ряд по популярности с крупнейшими европейскими автовыставками.

Тема: Комплексное исследование отраслевого рынка

Этапы исследования рынка

В процессе исследований выделяются следующие этапы:

  • 1. Формулирование проблемы и целей исследования.
  • 2. Определение потребности в информации и организация ее сбора.
  • 3. Анализ информации.
  • 4. Подготовка аналитического отчета.

Формулирование проблемы исследования требует уточнения основных приоритетов организации в области маркетинга. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности: какие изменения произошли в рыночной конъюнктуре? в каком направлении должна развиваться организация? как осуществить переход в новое состояние? Точная формулировка целей исследования требуется для составления задания на проведение анализа. Оно включает: - общую характеристику организации и ее деятельности на рынке (при проведении исследования силами сторонней маркетинговой фирмы); - информацию о степени изученности рынка; - описание специфики поставленной проблемы и ее взаимосвязей с целями организации; - конкретные аспекты маркетинговой активности, которые должны быть изучены; - требования, предъявляемые к точности и надежности исходных данных; - сроки и затраты на проведение исследования. Для разработки задания принципиально важным является учет ограничений, которые позволят избежать некорректных сравнений и повысить конкретную направленность аналитической работы:

  • а) для сопоставимости объектов анализа исследуемые товары конкурентов (продуктовые линии) должны относиться к одной и той же классификационной группе Общероссийского классификатора продукции;
  • б) для конкретизации задач анализа должна быть определена географическая граница анализируемого рынка с учетом специфики использования товара, разумной альтернативности его предложения, стоимости транспортировки до места использования, частоты покупок. Географические границы рынка расширяются с увеличением степени уникальности товара и его сложности. Вместе с тем они сужаются при слабой и дорогой коммуникации, небольшом сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара;
  • в) для учета возможной сезонности продаж временной интервал анализа должен включать полный цикл реализации продукции (измеряемый, например, финансовым годом).

Методическую основу анализа маркетинговой информации составляет формируемый банк методов и моделей, позволяющий наиболее полно вскрыть взаимосвязи изучаемых явлений и базирующийся: - на общенаучных методах системного анализа и комплексного подхода; - аналитико-прогностических методах линейного программирования, теории массового обслуживания, теории связи, теории вероятностей, сетевого планирования, экономико-математических и экспертных методах; - методических приемах, заимствованных из социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики, дизайна; - моделях статистической обработки данных и соответствующих прикладных программ; - маркетинговых методах исследования. К наиболее часто используемым приемам последней группы относятся замеры емкости рынка, оценка рыночных долей организаций, измерение уровня интенсивности конкуренции, сегментация рынка.

Результаты и выводы маркетингового исследования оформляются в виде аналитического отчета, который включает следующую информацию: - название группы (агентства, фирмы), проводящей исследование, и клиента, для которого выполнено исследование; - суть проблемы и цели исследования, сформированные в задании на проведение анализа; - основные результаты исследования представленные в виде аргументированных выводов и рекомендаций по решению проблемы; - группы анализируемых физических и (или) юридических лиц, критерии их выделения, способы выборки и ее тип, надежность полученной информации; - технология проведения наблюдений, экспериментов и опросов; - период времени, в течении которого проводилось исследование; -- географические границы анализируемого рынка; -- расчеты и приложения. В отчет могут быть включены также данные, необходимые для иллюстрации полученных выводов. Например, при анализе много продуктовых рынков выводы могут быть систематизированы по товарным сегментам. конъюнктурный рынок товарный автомобильный

Для новых быстрорастущих рынков рассматриваются показатели динамики спроса и предложения. В условиях становления нового бизнеса целесообразно включение в отчет результатов анализа методов маркетинга, используемых на аналогичных товарных рынках за рубежом, и т. п. Помимо этого отчет должен содержать всю необходимую информацию для разработки комплекса маркетинга, направленного на решение поставленной проблемы. Комплексное исследование рынка.

В англо-американской литературе различают такие понятия, как market research, т.е. сбор и анализ информации о конкретном рынке, и marketing research, что подразумевает исследование всех элементов комплекса маркетинга (товарной политики, ценовой политики, системы продвижения товара, системы управления персоналом, коммуникационной политики). Маркетинговые исследования являются прикладными исследованиями. В то время как рыночные исследования отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые исследования дают ответы на более практические вопросы: существует ли рынок данного товара, как на него выйти и закрепиться.

Маркетинговые исследования собирают информацию о динамике функционирования рынка, а рыночные исследования более статичны. Британский институт маркетинга, считает, что маркетинговые исследования -- это "целевой сбор, регистрирование и анализ всех фактов по проблемам, касающимся обмена и продажи товаров и услуг производителем покупателю". По определению Ф. Котлера, маркетинговые исследования -- это систематический проблемный анализ, создание модели и определение круга данных с целью принятия наиболее верных решений, улучшение контроля над маркетингом товаров и услуг. Основой маркетинга, безусловно, являются комплексные маркетинговые исследования, включающие как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей самого предприятия (фирмы), строящего работу на принципах маркетинга. Такие маркетинговые исследования позволяют осуществить планирование, т.е. составить обоснованный, соответствующий результатам маркетинговых исследований прогноз развития рыночной ситуации и разработать соответствующие меры маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы.

Комплексное исследование рынка предполагает тщательное изучение экономической конъюнктуры. Маркетинг как понятие, производное от рынка, является одновременно научной и практической деятельностью по управлению производством и сбытом товаров в зависимости от долговременных и краткосрочных тенденций развития рынка, экономической конъюнктуры в целом и товарного рынка, в частности. Конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции, необходимы для принятия соответствующих решений на всех уровнях маркетинговой деятельности -- стратегическом, тактическом и оперативном.

Наблюдение за текущей конъюнктурой и ее анализ позволяют решать оперативные задачи маркетинга, а изучение длительных тенденций и прогноз конъюнктуры -- тактические и стратегические задачи для достижения поставленных среднесрочных и долгосрочных целей. В теории маркетинга используются понятия маркетинговой среды (market area) и исследований рынка (market research), что, по сути дела, является изучением экономической конъюнктуры. Понятие конъюнктуры применяется во всех случаях, когда речь идет о характеристике ситуации, складывающейся во внешнеэкономической среде по отношению к хозяйствующему субъекту в каждый данный момент или период.

Под внешнеэкономической средой понимаются внутренний и внешний рынки, в условиях которых действует хозяйствующий субъект. Исследование маркетинговой среды и рынка предполагает анализ и прогноз различных экономических, демографических, социальных, природных, политических и других условий и обстоятельств. Все они представляют собой конъюнктурообразующие факторы. Так что же такое экономическая конъюнктура?

Экономическая конъюнктура -- это форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен. Указанное определение содержит все сущностные черты понятия конъюнктуры.

Во-первых, в нем выделен предмет экономической конъюнктуры -- рынок, так как конъюнктуру увязывают, прежде всего, с положением дел в сфере обмена, на рынке как таковом, который является неотъемлемой частью товарно-денежных отношений.

Во-вторых, подчеркнуто, что конъюнктура не замыкается на сфере обмена, а охватывает и включает в себя весь процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление), который рассматривается через призму обмена.

В-третьих, конъюнктура рассматривается во времени и пространстве, в динамичном развитии.

В-четвертых, конъюнктура увязывается с конкретно-историческими условиями процесса воспроизводства, ибо для каждого нового этапа развития процесса воспроизводства характерно определенное сочетание факторов и условий развития конъюнктуры.

В-пятых, указывается, что основная форма проявления конъюнктуры -- соотношение спроса, предложения и динамики цен. В конечном итоге именно эти факторы, определяющие состояние и динамику рынка, являются центральным звеном.

Прочие факторы оказывают воздействие на развитие конъюнктуры лишь опосредованно, через спрос и предложение. В соответствии с тем, что в экономической науке принято использовать два объекта конъюнктурных исследований -- хозяйство и товарный рынок, в понятии экономической конъюнктуры выделяют две относительно самостоятельные составные части -- общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарных рынков.

Общехозяйственную конъюнктуру можно рассматривать как систему, представляющую собой структурное единство, т.е. некую совокупность конъюнктуры товарных рынков с множеством отношений между ними. Однако эти части существуют лишь в силу наличия целого, т.е. нетоварные конъюнктуры составляют общехозяйственную конъюнктуру и, наоборот, общехозяйственная конъюнктура порождает при своем членении элементы -- конъюнктуры товарных рынков. Поэтому свойства общехозяйственной конъюнктуры нельзя считать арифметической суммой свойств товарных конъюнктур ее составляющих.

Объединение конъюнктур товарных рынков в качестве элементов в общехозяйственную конъюнктуру как нечто целое придает последней новые качества, которых нет у составляющих ее товарных конъюнктур. Конъюнктура товарного рынка как элемент общехозяйственной конъюнктуры характеризуется как специфическими, только ей присущими особенностями, так и общими чертами, свойственными общехозяйственной конъюнктуре.

Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и частей определяют характер формирования и развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры.

Конъюнктура общехозяйственная и товарная имеет следующие характерные черты: - непостоянство, - изменчивость и частые колебания, - причем одни колебания отражают действие сил, - кратковременно воздействующих на конъюнктуру, - другие -- результат факторов, оказывающих среднесрочное или длительное влияние на состояние рыночной конъюнктуры; - неравномерность, которую хорошо видно, когда совпадает направление динамики различных показателей, характеризующих конъюнктуру, но не совпадают темпы; - исключительную противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций подъема и падения; - единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства общественного капитала, несмотря на исключительную противоречивость.

Исследование экономической конъюнктуры не ограничивается изучением лишь общих закономерностей развития сферы обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно направлено на проведение обоснованного анализа и составление прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке. Товарный рынок представляет собой систему экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей.

Основной формой связей первого типа является купля-продажа, второго -- конкуренция. Товарные рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в целом. В ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки национальных границ, и формируются международные товарные рынки. Функционируют они в тесном взаимодействии с соответствующими рынками отдельных стран и регионов.

Существует огромное разнообразие национальных хозяйств и товарных рынков с присущими им условиями формирования и факторами развития экономической конъюнктуры. Для каждого товарного рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов, определяющих особенности и параметры долгосрочных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений, их относительную значимость, ранжирования их взаимодействия друг с другом.

Исследование рынка автомобилей

Автомобильный рынок показывает стабильный рост. На сегодняшний день объем российского рынка оценивается в 182 миллиарда долларов. Российский рынок считается самым перспективным бизнесом в мире на этот год. Стабильный рост - 15% в год. На сегодняшний день с подержанными автомобилями емкость рынка составляет не меньше чем 4,5 миллиона машин. На маркетинговом рынке автомобилей можно выделить 3 крупных сегмента. Также их можно разделить по денежным потокам на каждый из сегментов в %. 1. Грузовые автомобили (включительно и микро грузовые машины) - 42 миллиарда долларов.

  • 2. Легковые автомобили (включительно и микроавтобусы) - 100 миллиардов долларов.
  • 3. Автобусы - 40 миллиардов долларов.

Как видно большим преимуществом пользуются легковые автомобили, но не стоит забывать, что в основном продаются подержанные машины частниками, и эти деньги не выходят на рынок. А грузовые автомобили и автобусы в основном покупаются новыми. В большей степени спросом пользуется импортная техника - это говорит о ее качестве и в последние годы снизившейся ценой.

Детальный обзор сегментов рынка автомобилей

Легковые автомобили

Объем сегментного рынка составляет 100 миллиардов долларов. Он привлекательный для всех игроков автомобильного рынка, от ЧП, до больших автоконцернов. Трендом рынка оказалось снижение цен на автомобили и выгодные условия кредита.

Посмотрим на под сегменты: машины отечественного производства - 20%, а иномарки - 80%. Преобладают в большой степени иномарки, и последующих 5 лет их процент будет расти, что приведет к снижению производства отечественных автомобилей. Снижение цен на европейские и отечественные автомобили еще произошло из-за выхода на рынок китайских моделей автомобилей, в особенности Chery.

Просегментируем рынок по маркам автомобилей, вот, что мы получим:

Другие - 20%

Лидирует уже третий год подряд Chevrolet - 14%, но и другие марки тоже не на плохих позициях.

Рынок грузового авто

Объем денежных средств оценивается в 42 миллиарда долларов.

Сегмент грузового авто можно подразделить на 4 под сегмента.

  • 1. Азиатские грузовики. Спрос у компаний, которые связанные с малыми каждодневными перевозками.
  • 2. Европейские грузовики. Большой спрос у средних промышленных компаниях.
  • 3. Российские грузовики. Большой спрос в основном у крупных промышленных компаниях.
  • 4. Американские грузовики. Большой спрос у тех компаний, которые работают с дальнейшими и тяжелыми грузовыми перевозками.

Автобусный рынок

Емкость оценивается в 40 миллиардов долларов. Этот сегмент подразделяется на 2 под сегмента:

Автобусы зарубежного производства.

Автобусы отечественного производства.

Больше спрос на зарубежного производителя, это опять-таки связано с лучшим качеством и приемлемыми ценами. В России за 2010 год было закуплено 385000 автобусов импортного производства и 200000 российского производства.

Вывод

В ближайшие годы рыночный рост составит от 15% до 17%. Можно также сказать, что отечественный рынок показывает тенденции к неуклонному росту. Его привлекательность бизнесменов можно оценить выше среднего. Этапы исследования рынка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Потребительские свойства легковых автомобилей, пути совершенствования. Требования к качеству и дефекты автомобилей. Основные поставщики отечественных легковых автомобилей. Характеристика моделей, реализуемых в г. Сарапуле, контроль качества проведения ТО.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Сравнительная динамика продаж легковых автомобилей в РФ. Анализ доли и прироста иностранных марок, участвующих в программе утилизации. Краткосрочная и долгосрочная модели этапов развития рынка автомобилей. Прогноз объема продаж легковых автомобилей.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2014

    Общие сведения автомобильного рынка России. Анализ производства легковых и грузовых автомобилей на территории России. Совместные предприятия импортных и отечественных производителей. Автомобили импортного производства, основные импортеры России.

    практическая работа , добавлен 08.06.2010

    Теоретические и методические основы рынка и его особенности на международном уровне. Понятие сегментирования рынка и характеристика его сегментов. Характеристика международного рынка легковых автомобилей. Особенности его двухуровневого сегментирования.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014

    Динамика продаж легковых автомобилей в РФ. Модели для прогнозирования развития автомобильного рынка. Сценарии краткосрочного и долгосрочного прогнозов социально-экономического развития. Тенденции продаж по ценовым сегментам в рамках инерционного сценария.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Основные характеристики оптовой торговли. Классификация оптовых посредников. Структура парка отечественных и иностранных легковых автомобилей. Оптовая торговля автомобилями ОАО "ГАЗ". Анализ товарного предложения на рынке российских автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2010

    Методы прогнозирования конъюнктуры рынка: экстраполяция, экспертные оценки, математическое моделирование. Составление прогноза конъюнктуры рынка легковых автомобилей Самарской области. Определение соотношения спроса и предложения на товары данного вида.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015